История высшего образования на Слобожанщине
Основатель и лидер школы: школа является дочерней научной школы доктора исторических наук, проф. Астаховой В. И. Руководитель: на этапе вторая половина 90-х – н/в – доктор исторических наук, проф. Астахова Е. В. Год основания: ІІ половина 90-х гг. ХХ ст. Миссия: Создание объективной истории развития высшего образования в Украине. Сохранение и анализ информации о развитии образования, его основных субъектах и событиях. Современные исторические процессы, получившие свое развитие во второй половине 80-х на гребне перестроечной волны и окончательно утвердившиеся в начале 90-х, после развала СССР, однозначно определить достаточно сложно. Как и все в истории, здесь однозначность губительна. С одной стороны, ощутимо расширилось поле для исследовательской работы: ушли жесткие идеологические запреты, ограничения, многократно увеличился круг доступных источников и литературы. Перестали быть нежелательными или попросту закрытыми многие темы, периоды, имена и события. Достаточно быстро растворились казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми клише и обязательные системы координат. С другой стороны, на смену прежней мифологизации очень быстро пришла новая. Вчерашние плюсы как-то уж очень скоропалительно сменились минусами, герои превратились во врагов и наоборот. Методологические подходы и принципы утратили свою обязательность и четкость. Именно в таких условиях началось формирование в НУА научной школы «История образования Слобожанщины». Возникла она не на пустом месте. «Историческая составляющая» стала ответвлением, дочерним направлением комплексной научно-исследовательской темы научно-образовательного комплекса, посвященной развитию интеллектуального потенциала нации на рубеже эпох. Этапы развития:
Современная деятельность: 1. Подготовка двух кандидатских диссертаций. 2. Популяризация истории высшего образования Украины среди студенческой молодежи. 3. Определение стратегии развития на ближайшие 10 лет. 4. Участие в проведении международного научного исследования «Студент XXI в.» (подготовка раздела по истории возникновения и развития студенчества). 5. Работа в рамках направления «Харьковчане – Нобелевские лауреаты». Перспективный план: - защита кандидатской диссертации (Рябко А. А.); – обеспечение постоянных контактов с научными лабораториями НУА, музеем, Багалеевским центром, Центром украиноведения (совместные публикации, конференции); – подготовка монографии по истории развития высшего образования на Слобожанщине (2013 г.); – ежегодно подготовка 10-12 студенческих научных работ по тематике школы (в том числе 2-3 на конкурсы студенческих научных работ); – создание и ежегодное пополнение базы студенческих научных работ по образованию в медиатеке ЦНГИ НУА.
Приоритетные научные направления:
Внедрение научных разработок:
Результаты научно-исследовательской работы: 1. Защищены две кандидатские и одна докторская диссертации. 2. Завершается подготовка одной кандидатской диссертации. 3. Ежегодно готовится 15-20 докладов на студенческие научные конференции. 4. Создана в ЦНГИ база «Студенческие научные работы по образованию».
Участие в конференциях: в том числе в ХНУ им. В.Н. Каразина, ХГПУ им. Г. Сковороды, в НУА, среди которых:
Один раз в 2 года в рамках школы проводятся «Багалеевские чтения в НУА». Издаются материалы чтений. За время существования школы получены студентами дипломы победителей всеукраинского уровня – 1 (Трушкина Д., 2000 г., Козлова Е., 2007 г.), межрегионального – 6, городского и областного – 10 (Тищенко В. 2002 г., Ефименко Д. 2003 г., Гонца О. 2003 г., Егорова Е., Явдокименко Ю., Арямнова Д. – 2005 г., Егорова Е. – 2006 г., Кашавцев А., Дидыч М. – 2007 г., Попова А. – 2008 г., Ханикова А. – 2010 г.), межвузовского – 14. (2008 г.). В 2010 году два студента успешно выступили на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (Власов М., Пидько С.). В 2011/12 учеб. году призерами регионального конкурса стали студенты Тесленко Ю. и Фаузер Е. Опубликована отдельной брошюрой студенческая научная работа А. Ханиковой, посвященная участникам Харьковского студенческого батальона народного ополчения. С 2006 года проводится работа по изучению истории ХГУ «НУА». Ежегодно готовятся студенческие научные работы, посвященные отдельным направлениям деятельности учебного заведения, общественно-педагогической и научной деятельности преподавателей НУА, внесших значительный вклад в ее развитие. Материалы исследований опубликованы.
Структура школы: Астахова Екатерина Викторовна – руководитель школы.
Сотрудники и ученики: Доктора исторических наук - Петровский В. В. Кандидаты исторических наук - Гайков А. А. - Корниенко В. Н. - Подлесный Д. В. - Удовицкая Т. А. Аспиранты и соискатели - Рябко А. А. |