История высшего образования на Слобожанщине

1
Астахова Екатерина Викторовна,
руководитель школы,
доктор исторических наук,
профессор

Основатель и лидер школы: школа является дочерней научной школы доктора исторических наук, проф. Астаховой В. И.

Руководитель: на этапе вторая половина 90-х – н/в – доктор исторических наук, проф. Астахова Е. В.

Год основания: ІІ половина 90-х гг. ХХ ст.

Миссия:

Создание объективной истории развития высшего образования в Украине. Сохранение и анализ информации о развитии образования, его основных субъектах и событиях.

Современные исторические процессы, получившие свое развитие во второй половине 80-х на гребне перестроечной волны и окончательно утвердившиеся в начале 90-х, после развала СССР, однозначно определить достаточно сложно. Как и все в истории, здесь однозначность губительна. С одной стороны, ощутимо расширилось поле для исследовательской работы: ушли жесткие идеологические запреты, ограничения, многократно увеличился круг доступных источников и литературы. Перестали быть нежелательными или попросту закрытыми многие темы, периоды, имена и события. Достаточно быстро растворились казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми клише и обязательные системы координат. С другой стороны, на смену прежней мифологизации очень быстро пришла новая. Вчерашние плюсы как-то уж очень скоропалительно сменились минусами, герои превратились во врагов и наоборот. Методологические подходы и принципы утратили свою обязательность и четкость.

Именно в таких условиях началось формирование в НУА научной школы «История образования Слобожанщины». Возникла она не на пустом месте. «Историческая составляющая» стала ответвлением, дочерним направлением комплексной научно-исследовательской темы научно-образовательного комплекса, посвященной развитию интеллектуального потенциала нации на рубеже эпох.

Этапы развития:

  • ІІ половина 90-х гг. ХХ ст. – школа начала «отпочковываться» от авторской научной школы д-ра ист. наук Астаховой В.И.
  • 2004–2005 – период становлення: защиты первых кандидатских диссертаций по тематике школы; активное участие в написании крупных исследований, монографий по истории образования.
  • 2005–н/в – собственно развитие: признание школы как реально существующей.

2

Современная деятельность:

1. Подготовка двух кандидатских диссертаций.

2. Популяризация истории высшего образования Украины среди студенческой молодежи.

3. Определение стратегии развития на ближайшие 10 лет.

4. Участие в проведении международного научного исследования «Студент XXI в.» (подготовка раздела по истории возникновения и развития студенчества).

5. Работа в рамках направления «Харьковчане – Нобелевские лауреаты».

Перспективный план:

- защита кандидатской диссертации (Рябко А. А.);

– обеспечение постоянных контактов с научными лабораториями НУА, музеем, Багалеевским центром, Центром украиноведения (совместные публикации, конференции);

– подготовка монографии по истории развития высшего образования на Слобожанщине (2013 г.);

– ежегодно подготовка 10-12 студенческих научных работ по тематике школы (в том числе 2-3 на конкурсы студенческих научных работ);

– создание и ежегодное пополнение базы студенческих научных работ по образованию в медиатеке ЦНГИ НУА.

Приоритетные научные направления:

  • история образования в лицах;
  • история приватного образования;
  • быт студентов и преподавателей: история проблемы;
  • меценатство и благотворительность в системе образования: история вопроса;
  • история политического контроля в учебных заведениях.

Внедрение научных разработок:

  • публикации в СМИ (ежегодно 10-12);
  • участие в научных конференциях;
  • издание монографий.

Результаты научно-исследовательской работы:

1. Защищены две кандидатские и одна докторская диссертации.

2. Завершается подготовка одной кандидатской диссертации.

3. Ежегодно готовится 15-20 докладов на студенческие научные конференции.

4. Создана в ЦНГИ база «Студенческие научные работы по образованию».

 

Участие в конференциях: в том числе в ХНУ им. В.Н. Каразина, ХГПУ им. Г. Сковороды, в НУА, среди которых:

Дата

Место проведения

Название

21.03.05.

Харьков

НУА

Научный семинар «Научная школа в вузе: проблемы становления и развития

9–11.02.06.

Харьков

МОНУ – НУА

Международная научно-практическая конференция «Нравственные императивы интеллигенции»

02–03.06.

Харьков

МОНУ – НУА

Міжнародна науково-теоретична конференція «Інтерпретації в історіографії». Астаховские чтения

02.11.07.

Харьков

НУА

V Міжнародна науково-практична конференція «Глобальні проблеми людства як фактор трансформації освітніх систем»

07.11.07.

Харьков

НУА

Научная конференция «Октябрьская революция 1917 г.: предмет манипуляций, или момент национальной гордости»

20–22.05.08.

Харьков

МОНУ – ХГПУ

V Міжнародна науково-практична конференція «Наука і соціальні проблеми суспільства»

22.05.08.

Днепропетровск

МОНУ /УЭП

Міжнародна наукова конференція «Новітня цивілізація – проблеми становлення і трансформації»

14.03.08.

Харьков

НУА

IV Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция и власть»

1–2 марта 2010 г.

Москва, Российский государственный гуманитарный университет

Международная научно-практическая конференция «Интеллигенция и идеалы российского общества»

8 апреля 2010 г.

Харьков, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина

Международная научно-практическая конференция. Якубинская научная сессия.

15–16 апреля 2010 г.

Воронеж, Воронежская государственная технологическая академия

Международная научно-практическая конференция «Культурная память: актуальные проблемы и связь времен»

Декабрь 2010 г.

Москва, Московский государственный университет

VI Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения» – «Социо-культурная динамика России в условиях глобального кризиса: к 20-летию со дня рождения П. А. Сорокина»

2010 г.

Ялта, Крымский гуманитарный университет

VII Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в образовании»

21.03.05.

Харьков

НУА

Научный семинар «Научная школа в вузе: проблемы становления и развития

23 ноября 2011 г.

Харьков

НУА

Научно-практическая интернет-конференция «Украинско-американские контакты в сфере высшего образования: опыт и перспективы развития».

1 февраля 2012 г

Харьков

НУА

Международная научно-практическая конференция «Преподаватель как субъект и объект образовательного процесса. Век ХХI».

4 апреля 2012 г.

Москва

РГГУ

XIII Международная теоретико-методологическая конференция «Новая» и «старая» интеллигенция: общее и особенное».

04.2012 г.

Донецьк, Держ. Ун-т, МОНМС

Всеукр. науч.-пр. конференція за міжнародною участю «Соціально-гуманітарні аспекти співробітництва між Україною та ЄС у контексті східного партнерства і стратегії «Європа-2020».

18.02.2013 г.

Харьков, ХГУ «НУА», МОН Украины

Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования – парадигма XXI века».

V-VI.2013 г.

Ленинградский гос. ун-т им. А С. Пушкина.

XI Международная научно-практическая конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития».

7.06.2013 г.

Харьков, ХНУ им. В. Н. Каразина

VII Международная научно-практическая конференция «Наука і соціальні проблеми суспільства: трансформація цінностей у сучасному світі».

Один раз в 2 года в рамках школы проводятся «Багалеевские чтения в НУА». Издаются материалы чтений.

За время существования школы получены студентами дипломы победителей всеукраинского уровня – 1 (Трушкина Д., 2000 г., Козлова Е., 2007 г.), межрегионального – 6, городского и областного – 10 (Тищенко В. 2002 г., Ефименко Д. 2003 г., Гонца О. 2003 г., Егорова Е., Явдокименко Ю., Арямнова Д. – 2005 г., Егорова Е. – 2006 г., Кашавцев А., Дидыч М. – 2007 г., Попова А. – 2008 г., Ханикова А. – 2010 г.), межвузовского – 14. (2008 г.). В 2010 году два студента успешно выступили на международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге (Власов М., Пидько С.). В 2011/12 учеб. году призерами регионального конкурса стали студенты Тесленко Ю. и Фаузер Е. Опубликована отдельной брошюрой студенческая научная работа А. Ханиковой, посвященная участникам Харьковского студенческого батальона народного ополчения.

С 2006 года проводится работа по изучению истории ХГУ «НУА». Ежегодно готовятся студенческие научные работы, посвященные отдельным направлениям деятельности учебного заведения, общественно-педагогической и научной деятельности преподавателей НУА, внесших значительный вклад в ее развитие. Материалы исследований опубликованы.

 

3

Структура школы:

Астахова Екатерина Викторовна – руководитель школы.

 

Сотрудники и ученики:

Доктора исторических наук

- Петровский В. В.

Кандидаты исторических наук

- Гайков А. А.

- Корниенко В. Н.

- Подлесный Д. В.

- Удовицкая Т. А.

Аспиранты и соискатели

- Рябко А. А.